Только ли софит? Какие есть варианты.
Карниз крыши, несмотря на небольшой размер и незначительную площадь от поверхности скатов, выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши.
В данной статье мы не будем рассматривать устройство и функции карнизов крыши, а заострим внимание на материалах и эстетической стороне вопроса оформления свеса крыши и устройства карниза и карнизной подшивки.
Прежде чем мы перейдем к этому, давайте определим разницу между двумя историческими путями решения одной и той же технической проблемы устройства карниза под крышей - классическим карнизом и малобюджетным карнизом.
Распространенная деталь, которую часто можно увидеть сегодня, - это просто избежать сложного перехода от ската крыши к карнизу фронтона, создав треугольную коробку на конце фронтона.
Купит подшивку кровли (не софит).
Классическим соединением карниза фронтона и карниза крыши, считается вариант, когда эти карнизы находятся в одной плоскости, и, хотя бы 1 элемент архитектурного облома стыкуется заподлицо.
На фото ниже, взятого с американского сайта, показана классическая стыковка карнизов и стыковка "победному", когда карниз фронтона задвинут глубже за поворот подкровельного карниза, при таком соединении, профили обоих карнизов крыши не стыкуются друг с другом, а карниз фронтона, ложится на поворот венчающего карниза.
Подробно о технической стороне устройства карниза крыши читайте в СТАТЬЕ.
Подшивку ската крыши выполняют из различных материалов.
Варианты карнизов крыши:
- Пластик (софит)
- Дерево (подшивка вагонкой)
- Пенополистирол (пенопласт)
- Металл (софит)
- Из бетон (карнизная плита)
- Натуральный камень (карнизная плита)
Если прогуляться по старинным европейским городам, или рассмотреть карнизы крыш старых домов Москвы или Санкт-Петербурга, то станет очевидным, что никакого софита для подшивки свеса раньше не применяли.
А применяли сложные лепные конструкции, материалами для которых служили дерево, гипс, бетон или натуральный камень. С эстетической точки зрения такие карнизы крыши смотрятся просто потрясающе!
Карниз под крышей этого особняка - просто шедевр, который невозможно рассматривать в отрыве от общего архитектурного объёма и других лепных элементов здания.
Этот московский дом требует реставрации, так как его гипсовый подкровельный карниз начал разрушаться, Но построен этот дом был в начале 20-го века, вряд ли современные пластики выдержат наш климат более 100 лет.
Старинные особняки, выполненные из дерева с отделкой штукатуркой по дранке и гипсовой лепниной, которые строили в России в прошлые времена, теперь требуют очень сложной реставрации.
По старинным технологиям, с применением гипса и известковой штукатурки теперь никто не строит, так как появились новые, более доступные по стоимости технологии, о которых мы расскажем далее.
Подшивка карниза пластиковым софитом.
Самый распространённый способ устройства свеса крыши сегодня в частном домостроении – это подшивка софитом.
Профессиональные кровельные мастера предпочитают использовать именно его, так как это просто, быстро, проверено, не дорого.
При использовании пластикового софита всегда возникает вопрос об отделке места стыковки подкровельного карниза и карниза фронтона.
Хорошо спроектированные сочленения карнизов крыши и карнизов фронтона сегодня кажутся редкостью - возможно, потому, что большинство из них спроектировано архитекторами или умельцами, которые не знают ничего лучшего. Удешевление строительства, отсутствие хорошего профессионального проектирования при малоэтажном строительстве виноваты в отсутствии правильных карнизов крыши!
Но если поискать внимательно, можно найти несколько хороших примеров такого соединения. На фото ниже, по крайней мере 2 варианта правильного соединения карниза крыши и карниза фронтона.
При бюджетном строительстве, чаще всего, этот узел выполняют как на двух фото ниже. Не слишком эстетично, зато дёшево.
В первом варианте треугольник карнизной подшивки выполнен заподлицо со стеной, во втором случае он вынесен в плоскость подшивки фронтона.
Надежность и долговечность этой конструкции, правда, остаётся под вопросом, как собственно и привлекательность внешнего вида. Дом, отделанный натуральным камнем, явно портит дешёвый софит.
В данном случае, очевидно лучше бы смотрелась карнизная плита из того же камня, что и облицовка дома, стоит отметить, что такой вариант оформления карнизного свеса, обошёлся бы заказчику в несколько раз дороже.
Подшивка карниза деревянной доской.
Если дом построен из бревна или бруса, логично выполнить подшивку деревянной строганной доской или вагонкой.
На фото ниже - деревянная карнизная подшивка строганной доской.
Деревянная подшивка вагонкой.
Карниз крыши в старинном деревянном доме. США
Некоторые фото карнизов крыши и некоторые сведения почерпнуты в статье
В США мы можем увидеть пример решения деревянного подкровельного карниза и подшивки, в сочетании с резным фронтоном викторианского коттеджа. Фигурный карниз используется для решения проблемы подшивки ската кровли. Завершения карниза на фасаде с помощью поворота его рисунка, куда приходят резные декоративные доски фронтона, являются красивым, традиционным для викторианского стиля решением. |
Хотя в этом примере поворот карниза от Мередит, штат Нью-Хэмпшир, использует классические детали, он кажется более тонким из-за глубоких свесов карниза. Блоки Modillion используются для добавления визуальной и структурной поддержки увеличенной глубине перекрытия, которая рекомендуется для глубоких перекрытий в GYHR на стр. 199. Из материалов с сайта |
Деревянная подшивка свесов на старинном доме в Милане.
Резные стропильные ноги и резные кобылки служат украшением карниза крыши. Милан.
Деревянная пошивка свеса кровли, смотрится не менее интересно, чем карнизная плита из камня, если она имеет декоративные элементы. Милан.
Технология "Мокрый фасад" (подшивка свесов пенопластом).
Карниз можно разделить на подшивку и декоративный карниз, который применяют не в каждом случае. Но, иногда, бывает, что лепной декор полностью заменяет собой подшивку.
На фото выше, декоративный карниз из пенопласта, несёт на себе и функцию подкровельной подшивки.
Показан момент монтажа лепнины, при отделке дома по технологии "Мокрый фасад". При такой отделке, фасад сначало полностью утепляют пенопластом, в том числе монтируют и архитектурные элементы, а затем штукатурят по сетке и окрашивают.
Современная классика, на фото ниже, подкровельный карниз и подшивка кровли выполнены из того же материала, что и общий декор здания, по технологии "Мокрый фасад", что, несомненно, положительно сказывается на визуальном восприятии.
Подшивка карниза металлическим софитом.
Однако, в отличие от пластика лет по 150 дерево и гипс выдержали. Пластиковый сайдинг теряет внешний вид в течение 10-15 лет. Более надёжным является металлический сайдинг.
Металлическая подшивка на фото выше выполнена из меди. Такое решение на века, но и стоит не дёшево.
Стыковка карниза фронтона и карнизного свеса кровли, оформление металлом по-простому.
Карнизная плита из бетона.
Намного интереснее смотрится свес крыши, оформленный карнизной плитой, с фигурным подкровельным карнизом - фото ниже.
То, что декор сделан из бетона, выдаёт относительно небольшая толщина поддерживающих карнизную плиту кронштейнов. Милан.
Рим, венчающий карниз из бетона заменяет собой подшивку кровли.
Карниз под крышей с мощными поддерживающими кронштейнами. Рим.
Если фасадный декор окрашен, то невозможно на глаз определить из какого материала он выполнен, он может быть как пенопластовый, так и бетонный. Карнизная плита, поддерживаемая рядами кронштейнов.
Подшивка кровли оснащённая точечной подсветкой.
Карнизная плита из натурального камня.
В Риме множество домов имеют отделку из натурального камня и бетона. Часто эти материалы сочетаются.
Карнизные плиты из натурального камня очень тяжёлые, поэтому они нуждаются в дополнительной поддержке, как правило, поддерживающие элементы выполняют в виде фигурных кронштейнов, как на фото ниже.
Массивные кронштейны, опирающиеся на пилястры, сочетаются с промежуточными кронштейнами меньшего размера, поддерживают массивную карнизную плиту с большим выносом. Милан.
Карнизная подшивка выполнена из дерева в сочетании с консолями из натурального камня.
Милан, Италия, характерное офрмление карниза крыши.
Правильный карниз крыши.
Споры о разумной, красивой, правильной величине выноса карниза крыши идут у нас в стране с те, пор, как мы отказались от традиционных канонов строительства и стали адаптировать архитектуру различных стилей на российской земле.
В разных странах свес крыши было принято выполнять различной величины, так пропорции итальянской виллы и швейцарского шале сильно отличаются, как и вынос кровли. И зависят от климата и погодных условий той или иной страны.
Далее фото традиционных домов различных стран мира, рассматривая которые, можно заметить, что свес и матерал кровли в каждой стране имеет свои особенности.
В Англии свес крыши традиционно совсем небольшой, и это несмотря на частые дожди. У нас строители мотивируют большой свес, тем, что он защитит стены от осадков, что, конечно помогает, но только при абсолютно прямом дожде без ветра.
Большой свес не столько защищает стены, сколько удорожает строительство. На фото ниже богатый дом в Англии в городе Рединг, где подкровельный карниз больше и имеет красивые консоли.
Альпийское шале, как правило, дома этого типа имеют гигантский свес кровли, чтобы удержать снеговую нагрузку при таком выносе, устраивают мощные поддерживающие консоли.
Дом в Испании, имеет так же небольшой свес крыши.